|
|
|
|
|
Домой | | Отрасль морских грузоперевозок Китая | |
|
|
|
Отрасль морских грузоперевозок Китая |
В
ходе более 30 летней политики открытости и реформирования отрасль
морских грузоперевозок Китая достигла огромных успехов, сделав КНР
важной страной мира в сфере морского транспорта. Общий тоннаж китайского
морского флота достигает более чем 90 миллионов тонн, занимая четвертое
место в мире, при этом масштаб специализированных контейнерных судов
для жидких и насыпных грузов входит в первую четверку в мире,
сформировав представление о китайских операторах морских перевозок COSCO
и China Shipping как об обладающих международной конкурентоспособностью крупных многосоставных морских транспортных корпорациях.
В настоящее время более 90 процентов внешнеторговых товаров в Китае
перевозится морским транспортом, свыше 2 миллиардов тонн ежегодно. Китай
является первой в мире страной по потребности в морских перевозках.
Каждый год морем в Китай доставляется более 600 миллионов тонн железной
руды, свыше 200 миллионов тонн нефти, более 100 миллионов тонн угля и
других природных ресурсов. Кроме того, ежегодно морским транспортом
привозится в Китай и вывозится из Китая свыше 150 миллионов стандартных
контейнеров готовой продукции. Зависимость от морских перевозок в Китае
проявляется в том, что доля прибрежных провинций и городов в
национальном ВВП превышает 60 процентов, а более 85 процентов китайской
внешней торговли сконцентрировано в 60 прибрежных городах.
Под влиянием стремительных темпов развития торговли и экономики Китая
морские порты сформировались в специализированную транспортную систему
по перевозке угля, нефти, железной руды и товарных контейнеров. В
десятку лидирующих портов мира по грузообороту входит восемь китайских
(включая порт Гонконг), из которых Шанхай занимает первое место, а в
двадцатку крупнейших портов по контейнерному обороту входит 9 китайских
портов (включая порт Гонконг и тайваньский Гаосюн), эффективность
оперирования пристаней которых соответствует передовому мировому уровню.
В настоящее время грузооборот крупных китайских портов составляет свыше
8 миллиардов тонн в год, из которых грузооборот морских
портов составляет более 5.5 миллиардов тонн, а грузооборот внутренних
речных портов превышает 2.6 миллиардов тонн. Контейнерный грузооборот
крупных китайских портов также как и грузооборот в целом ежегодно
увеличивается более чем на 13 процентов, составляя свыше 150 миллионов
TEU. Высокими темпами растет контейнерооборот в портах Далянь,
Тяньцзинь, Ляньюньган, Шанхай, Нинбо – Чжоушань, Сучжоу, Сямэнь и
Гуанчжоу, ежегодно прибавляя свыше 20 процентов.
К настоящему моменту в Китае сформировались три большие группы портов –
в Бохайском заливе, и дельтах рек Янцзы и Жемчужной, служащих тремя
большими международными центрами морских перевозок. На севере
международный центр морских перевозок обеспечивается портами Тяньцзинь,
Далянь, Циндао. Центральный узел международных морских перевозок
образуется из портов провинции Цзянсу и Чжэцзян, с центром в порту
Шанхай. В свою очередь Шэньчжэнь, Гуанчжоу и Гонконг поддерживают
гонконгский международный центр морских перевозок на юге Китая, как раз
отвечая наметившемуся смещению центра мировой экономики на восток, а
также потребностям быстрого развития экономики Китая.
Ближайшее десятилетие предоставляет китайским морским перевозкам важные
стратегические возможности для развития. С внутрикитайской точки
зрения, развитие торговли и экономики Китая обеспечивает огромный спрос
на морские перевозки, увлеченность низкоуглеродной экономикой и
стабильное развитие раскрывают такие преимущества морских перевозок как
большую пропускную способность, компактное размещение, низкое
потребление энергии и экологичность. Морские перевозки являются для
Китая важным стратегическим средством вхождения в международную
экономику, важной опорой обмена внутренними и международными ресурсами, а
также одним из ключевых инструментов расширения сфер своего влияния на
глобальном рынке.
| | |
|
|
|
|
Индустрия логистики Китая |
На протяжении последних лет индустрия логистики Китая сохраняла сравнительно высокие темпы роста, играя важную роль в обеспечении устойчивого развития экономики страны. На современном этапе доля расходов на логистику в ВВП Китая превышает 18 процентов, составляя более 8.5 триллиона юаней с темпами роста в среднем на 18.5 процента в год. В частности, ежегодные расходы на транспортировку грузов в Китае превышают 4,5 триллиона юаней с приростом на 16 процентов, административные расходы - 1 триллион юаней с увеличением на 19 процентов, а складские расходы - 3 триллиона юаней с приростом на 23 процента. Ежегодная добавочная стоимость всей китайской логистической индустрии составляет более 3.2 триллиона юаней, увеличиваясь в среднем на 14 процентов в год. Совокупный годовой оборот индустрии логистики в Китае превышает 160 триллионов юаней, прибавляя каждый год в среднем 13 процентов. С точки зрения структуры, общий оборот логистики промышленной продукции в Китае составляет более 145 триллионов юаней в год, ежегодно увеличиваясь в среднем на 13 процентов. Доля промышленной продукции в общем логистическом обороте Китая составляет более 90 процентов, являясь важным фактором увеличения валового логистического оборота. Общегодовой логистический оборот импортной продукции составляет свыше 11 триллионов юаней, прибавляя порядка 4.5 процента в год. Логистический оборот в Китае сельскохозяйственной продукции, возобновляемых ресурсов и народонаселения ежегодно растет в среднем на 5, 20 и 18 процентов соответственно. Инвистиции в основной капитал индустрии логистики Китая составляют более 3 триллионов юаней в год, увеличиваясь в среднем на 10 процетов. Общегодовой прирост иинвестиций в основной капитал в области автодорог и морских путей достигает порядка 8 процентов и ежегодно составляет свыше 1.5 триллиона юаней.
За последние годы в китайской индустрии логистики образовались группы мощных конкурентоспособных компаний, занимающих значимое место на рынке и специализирующихся на оказании логистичиских услуг в таких сегментах, как экспресс-доставка, автомобильные грузоперевозки, транспортировка автомобилей, медикаментов, табака, источников энергии и в других областях. В настоящее время в соответствии с китайским стандартом «Показателей классификации и оценки логистических предприятий» на территории Китая насчитывается более 1500 компаний в классе «A». Смежные отрасли и компании с комплексными сервисами, включающими транспортировку, складирование, экспедирование грузов, курьерскую доставку и другие услуги также развились до специализированных логистических районов. Кроме того в Китае появились новые компании по управлению цепочками поставок в Китае, а также логистические парки. Число логистических компаний в Китае, чей уровень достиг наивысшей отметки « 5A» уже превысило 100, предварительно формируя ключевую группу логистических предприятий Китая. В последнее время заметно повысились эффективность, интеграция и интеллектуализация логистических сервисов в Китае и средств их информатизации, таких как логистические информационные платформы, информационные системы делового управления, мобильные информационные сервисы, Интернет вещей и т.д. Под влиянием существующей национальной политики в сфере логистики, индустрия логистики в Китае постепенно ускоряет темпы поэтапного упорядочивания отраслевой структуры, заставляя логистические компании развиваться в направлении укрупнения и специализации сервисов, а также активно продвигать разнообразные формы слияний и поглощений.
Одними из основных составляющих индустрии логистики Китая являются морские, железнодорожные и автомобильные грузоперевозки, а также авиаперевозки грузов. На современном этапе достаточно высокую долю рынка грузоперевозок в Китае занимают автомобильные, железнодорожные и морские перевозки грузов. На рынках автомобильных и морских грузоперевозок в Китае степень развития рыночных отношений достигла довольно высокого уровня и имеет место достаточно полноценная конкуренция, в то время как на рынке железнодорожных перевозок в Китае длительное время действует госконтроль, поэтому механизмы рыночной конкуренции не получили должного развития. С точки зрения структуры грузоперевозок в Китае, самая низкая концентрация наблюдается в автомобильных перевозках, кроме того, здесь ощущается недостаток ведущих предприятий отрасли. На рынке морских перевозок Китая степень рыночной концентрации очень высока, однако, за счет специфики общемировой конкуренции, борьба в данной сфере грузоперевозок очень жесткая, что не позволяет поддерживать стабильный уровень ставок на морские перевозки в Китае. |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|